Под объектами полиграфической вёрстки будем понимать все классы объектов, способных участвовать в полиграфическом производстве. Также смотри определение термина объекты полиграфической вёрстки в словаре.
Согласно [ГОСТ Р ИСО 12647-1-2009]:
2. Файл изображения может включать текст, штриховое изображение, графики и тоновое изображение в растровой или векторной форме с подлежащим управлению цветом.
Термин объекты полиграфической вёрстки или кратко объекты вёрстки вводится в оборот по необходимости. В других статьях сайта термин объекты вёрстки интенсивно используется и явления (наполнение) этого термина достаточно ёмки. Поэтому потребовалась целая статья чтобы подробно описать явление которому дано название объекты полиграфической вёрстки. Так что же скрывается под, в общем-то, интуитивным термином объект полиграфической вёрстки?
Объект и фон
В описание полиграфических явлений/процессов авторы часто оперируют понятиями объекта и фона, например, при описании треппинга. Постараемся уйти от такой, на наш взгляд, «кухонной» терминологии.
Введём понятие фокусности объектов вёрстки. То есть, из общей совокупности объектов полиграфической вёрстки будем выделять пару объектов находящихся в фокусе нашего внимания. При такой постановке вопроса из фокусных объектов вёрстки следует выделять главный (головной) объект и второстепенный объект. Главным объектом полиграфической вёрстки будем называть объект переднего плана из фокусной группы объектов. Синонимом термина второстепенный объект вёрстки будет выступать термин фон. Иными словами, второстепенный объект верстки или их совокупность (группа) является фоном по отношению к головному объекту.
При этом, один и тот же объект вёрстки по отношению к своим соседям может быть как головным объектом, т.е. объектом переднего плана, так и вторичным объектом, т.е. объектом заднего плана (на рис. круг является объектом переднего плана по отношению к прямоугольнику и объектом заднего плана по отношению к треугольнику).
Классификация объектов вёрстки
В настоящий момент на печатном оттиске мы можем отобразить три типа объектов*:
- растровые объекты;
- векторные объекты;
- объект шрифты.
Объект шрифты –это, в некотором смысле, эволюция векторных объектов, однако, они имеют ряд самостоятельных качеств, позволяющих выделить их в отдельный класс. Эти типы (классы) объектов будем называть объектами полиграфической вёрстки.
Растровые объекты (raster graphics image)
Растровые объекты – это привычные нам изображения (не следует путать понятие raster graphics image с полиграфическим растром, подробнее об этом можно прочесть цикл статей, посвящённых растру). В настоящий момент существует довольно много форматов хранения растровых объектов. Нужны они для оптимизации занимаемого ими пространства памяти. Растровые объекты могут находиться в различных цветовых моделях, но в полиграфии можно использовать CMYK, Grayscale, Bitmap. Все модели, за исключением Bitmap, позволяют описывать оттенки цветов. У Bitmap’а на описание цвета выделен всего один бит информации (отсюда и название модели – бинарная карта) и он может быть всего в двух состояниях 0 и 1, т.е. есть цвет или нет.
Правила для растровых объектов полиграфической вёрстки:
- Для растровых объектов не применяется треппинг;
- Растровые объекты вёрстки не подлежат масштабированию;
- Качество отображения и детализация растрового объекта определяется его разрешением;
- Каждая точка растрового объекта имеет своё уникальное значение цвета и, в зависимости отцветовой модели, может иметь до миллиона значений;
- Область отображения растрового объекта определяется границами его фрейма;
- Растровый объект не преобразуется в другие типы объектов полиграфической вёрстки.
I. Про треппинг всё понятно, подробности в статье треппинг.
Растровые объекты в цветовых моделях Bitmap и Grayscale наделяются программами вёрстки дополнительными правилами. Это возможность покрасить объект в смесевой цвет. Благодаря этой возможности Bitmap-объекты приближаются по свойствам к векторным объектам, т.к. имеют однородный цвет всего объекта.
ILLUSTRATOR ПО-ВЗРОСЛОМУ
О некоторых правилах вёрстки в Illustrator и том, как его настроить для корректной записи PS-файла, читайте в статье-уроке «Illustrator по-взрослому». Статья является частью практического курса «Препресс для дизайнера». Курс рассчитан на дизайнеров-гуманитариев…
Векторные объекты
Векторные объекты – это изображения, созданные в программах векторной графики, например, в Illustrator, CorelDraw или даже Indesign. Векторные объекты являются результатом эволюции штрихового рисунка. Кроме полиграфии, векторные объекты широко распространены в WEB-вёрстке, но там их пока нельзя использовать напрямую и требуется преобразование в растровый объект.
Правила для векторных объектов:
- Векторные объекты легко треппятся между собой, с объектами шрифты и даже с растровыми объектами;
- Векторные объекты без проблем масштабируются в очень большом диапазоне (10–1000%) даже в программах вёрстки;
- Векторные объекты состоят из тела объекта (fill) и контура (stroke). Контур имеет свою толщину (начиная от 0), а также свой уникальный цвет. Тело векторного объекта или заливка (fill), может иметь отличный от контура цвет;
- Цвет всего векторного объекта одинаков. Частные случаи цвета это градиент и пустота;
- Векторный объект легко растрируется (преобразуется в растровый объект) с заданным разрешением;
- Нельзя уменьшить занимаемую вектором память путём его масштабирования;
- Форма и границы векторного объекта – это одно и то же. Его не требуется вписывать во врейм в программах вёрстки, как растровый объект;
- Векторные объекты, окрашенные в плашечные цвета способны выводиться с максимальным разрешением фотовывода (2400–3200 ppi).
ГДЕ ВЗЯТЬ ШРИФТЫ?
Читайте практическую статью-урок об установке и настройке шрифтов для вёрстки. Статья является частью цикла практических уроков, посвящённых вопросу создания и вёрстки газеты. Цикл рассчитан на неподготовленного слушателя…
Перейти…
Объект шрифты
Объект шрифты – это дочка векторного объекта. Он наследует все свойства векторов, но дополнительно имеет присущие только ему (объекту шрифта) характеристики. Для создания объекта шрифта существуют специальные программы, например, Fontlab. Однако в программах вёрстки, да и в других программах НИС объекты шрифты доступны для использования. Даже в программах обработки растровых объектов, например, Photoshop, есть возможность работы со шрифтами и возможность их хранения как объекты шрифтов.
Правила для объекта шрифты
Шрифты полностью наследуют все правила для векторных объектов и в этом их поведение абсолютно схоже, но также имеют ряд уникальных свойств. Эти свойства являются характеристиками объекта шрифты. Т.е. гарнитура, размер, интерлиньяж, регистр, начертание и т.д. Данные свойства делают управление объектом шрифтов в программах вёрстки более удобными, нежели просто векторами. Кроме того, программы треппинга распознают объект шрифты и предлагают для них дополнительные опции. Объект шрифты легко преобразуются ввекторный объект, а также в растровый объект с заданным разрешением.
На все классы объектов вёрстки распространяется правило полиграфического дуализма. Оно заключается в том, что плашечные цвета способны выводиться с разрешением фотовывода (2400–3200 ppi). Для векторных объектов и объектов шрифты полиграфический дуализм действует по умолчанию. Для растровых объектов необходимо предварительно задать разрешение не менее 600 dpi.