БРЕНД БУК

Как уверяет русская WiKi слово бренд бук происходит от англ. brand book. Что означает данный термин на языке носителе, WiKi не поясняет. Подразумевается, что для нас (русскоговорящих) и так всё понятно. Однако мы решили заглянуть в англоязычную WiKi и накопали там кое-что интересное.

BrandБренды используются в бизнесе, маркетинге и рекламе. Изначально, брендированиебыло принято в животноводстве, чтобы отличать друг от друга скот, принадлежащий разным владельцам. Для этого использовалось отличительное клеймо, выжигаемое на коже животного, горячим калёным железом.
Слово «бренд» происходит от Древнескандинавского «brandr«, что означает «сжечь», «выжечь». [WiKi]

Рис. 2. California Brand Book.

Рис. 1. brand book.

Ещё интересней история бренд бука (brand book).
В США в большинстве штатов действуют законы, требующие клеймения животных и регистрации клейма (бренда) перед началом использования.
Типичный бренд-бук содержит информацию об изображении клейма, о расположении клейма на животном, типы животных, подвергнутыхбрендированию (клеймению), а также имя владельца бренда.
Эти книги, как правило, предоставляются бесплатно сотрудникам правоохранительных органов и земским агентам. Некоторые штаты распространяют их в открытом доступе.
Бренд буки используются сотрудниками правоохранительных органов, инспекторами бренда и ассоциацией следователей для записи и отслеживания передвижения скота, недопущения кражи или умышленной гибели животных, а также для поимки преступников. [WiKi]

На рис. 1 изображён снимок бренд бука, изданный Оклахомской Ассоциацией Скотоводов.
На рис. 2 – скан сайта California Brand Book-online.

Иных значений слова brand book в англоязычной WiKi обнаружить не удалось. А то, что у нас называется бренд буком, у них зовётся style guide. A style guide is … Стиль руководства – это набор стандартов для написания [вёрстки]* и оформления [дизайна]* документов, либо для общего использования [имеется в виду основная деятельность организации]* или для специфической публикации, в организации [в целом]*, или в отдельной сфере. (Его часто называют таблицей стилей, хотя этот термин имеет и другие значения.) [WiKi]

[…]* — Примечания переводчика.

Что такое бренд бук в современном понимании

В нашей стране бренд буку часто приписывают функции описания целевой аудитории и позиционирования компании. Это не совсем верно. Описание целевой аудитории и позиционирование компании входят в концепцию фирменного стиля. Именно фирменный стильпризван решать эти задачи, поэтому не редко компании проводят ребрендинг, т.е. меняют своё позиционирование, целевую аудиторию и т.д. А бренд бук – это «руководство по использованию фирменного стиля» или набор стандартов организации.

Руководство по фирменному стилю – это функциональное, структурированное описание правил, которые служат основой для самостоятельного создания оригинал-макетов и прочей визуальной продукции, воспроизводящей символику компании.
Под фирменным стилем понимаются все случаи указания на принадлежность к фирме. В создании образа компании не бывает незначительных деталей – важно неукоснительное соблюдение всех визуальных констант. Любые отклонения от указанных правил или искажения графических элементов идентификации, описанных в данном Руководстве (бренд буке), являются нарушением фирменного стиля компании.

Адресуются бренд буки, т.е. их целевая аудитория – это все те, кто занимается созданием оригинал макетов и прочей визуальной продукции, воспроизводящей символику компании.
В каком-то смысле, бренд бук можно сравнить с техническими требованиями. Иными словами, бренд бук – это технические требования для верстальщика при создании макетов.

Элементы бренд бука

   Вопрос: «Какие обязательные элементы входят в бренд бук»?

Бренд бук не регламентирован ГОСТ и иными стандартами, в нём нет обязательных элементов. Набор элементов бренд бука зависит от размеров и характера деятельности фирмы. В самом простом варианте, в бренд буке присутствуют:

  • фирменные цвета;
  • сочетания фирменных цветов;
  • фирменный знак;
  • геометрия фирменного знака;
  • логотип компании (кириллица, латиница);
  • различные цветовые решения логотипа;
  • фирменный фон;
  • основные и дополнительные фирменные шрифты;
  • фирменный бланк (с реквизитами и без);
  • фирменный конверт(ы);
  • фирменная папка;
  • визитные карточки (корпоративные, сотрудников, одно и 2-х сторонние);
  • рекламные конструкции.

Дополнительно в бренд буке могут использоваться элементы, позволяющие выстраивать отношения с дилерской сетью и иными подрядными организациями, например, с дизайн-бюро:

  • постоянный пропуск сотрудника;
  • карта постоянного клиента;
  • оформление офисов продаж;
  • оформление ремонтных зон;
  • оформление стендов товаров в магазинах (супермаркетах);
  • оформление стоек и витрин;
  • оформление указателей и вывесок;
  • брендирование автобусов, легковых и грузовых автомобилей;
  • вёрстка всевозможных изданий различных форматов;
  • цвет монохромных изображений и др.

Одним словом, задача фирменного стиля описать, а задача бренд бука донести до заинтересованных лиц все возможные варианты применения корпоративного стиля, чтобы полностью исключить самодеятельность, как сотрудников компании, так и сотрудников подрядных организаций.
Кроме того, сам бренд бук является полиграфическим изданием (которое помогает компании пиариться) и к его разработке также применимо понятие дизайна и фирменного стиля. Поэтому на издании бренд бука, как правило, не экономят.
А в начале нулевых годов, наличие бренд бука у компании автоматически включало её в высшею лигу, т.е. было «круто«.

Элементы бренд бука под увеличением

Рассмотрим некоторые элементы бренд бука более подробно.

Фирменные цвета

Рис. 3. Фирменные цвета.

На рисунках показан рекомендуемый состав цветов в соответствии с основными параметрами печати. При воспроизведении фирменных цветов следует ориентироваться на цвета Pantone®. Также следует учитывать, что цвета Pantone® coated (для бумаги с покрытием) отличаются от аналогичных цветов для бумаги без покрытия – то же самое относится к печати CMYK.
Цвета по RGB и web приведены для web-дизайнеров (рис. 3).

Фирменный знак

Рис. 4. Фирменный знак.

Указанный знак является главной визуальной составляющей фирменного стиля и основным идентификатором бренда компании.

Логотип

Рис. 6. Логотип.

Рис. 5. Логотип.

На рисунке представлено цветное решение логотипа компании. Основное отображение – расположение фирменного знака слева от стилизованного начертания названия фирмы «ABC». Допустимо также расположение фирменного знака вверху, а название компании внизу. Для логотипасуществует установленный минимальный размер – 50 мм по ширине.

Максимальный размер логотипа не ограничен. Электронный файл содержит логотип компании (в векторном формате), позволяющий его увеличивать и уменьшать.

При использовании логотипа следует уделять особое внимание его графическому исполнению при нанесении на различные поверхности.

Цветовые решения логотипа

Рис. 7. Логотип.

Логотип компании имеет цветовые решения, каждое из которых используется в сочетании с определенным фоном, как показано на рисунке 7. Использование указанных вариантов равнозначно.

Логотип. Минимальные поля

Рис. 8. Логотип.

Чтобы логотип хорошо читался, следует оставить вокруг него свободное поле, не содержащее ни текста, ни изображений.
На рисунке 8 приведены минимальные размеры свободного пространства вокруг фирменного блока.
Несоблюдение данных пропорций не допустимо.

Фирменный бланк

Рис. 9. Бланк.

На рисунке 9 представлен цветной фирменный бланккомпании на русском языке. Формат фирменного бланка – А4. При использовании типографского способа воспроизведения фирменного бланка компании используется офсетная бумага плотностью 80–120 г/м².
Для печати бланка используются офсетная печать фирменными цветами: Синий СМYK 100.80.0.0, Красный CMYK 0.100.80.5. Основной текст набирается фирменными шрифтами FuturisC или PragmaticaC. Размер шрифта 10–12pt. Поле набора: ширина 160 мм, высота 210 мм.

Не рекомендуется использовать цветные бланки для передачи факсимильных сообщений.

Фирменный конверт

Рис. 10. Конверт.

Для брендирования допускается использование только белых конвертов без адресных окон (офсетная бумага 80–90 г/м²), внутренняя запечатка – серая полоска или без внутренней запечатки.
Фирменный блок на конверте обязателен. Размещается в верхнем левом углу.

Как правило, в бренд буке описываются все возможные для использования форматы конвертов, на рис. 10 приведён пример одного из вариантов.

Фирменная папка

Рис. 11. Папка.

На рисунке 11 показан пример фирменной папки, под документы формата А4. Логотип компании размещается в правом нижнем углу. Папка может быть изготовлена с использованием логотипа как на русском, так и на английском языках. Фирменная папка должна изготавливаться из картона плотностью не менее 300 гр/м².

Визитные карточки

Рис. 12. Визитки.

Без визитных карточек, пожалуй, не обходится ни одна фирма. Поэтому, нет такого бренд бука, в котором бы не описывались стандарты изготовления визитных карточек. Однако следует отметить, что визитные карточки, описанныебренд буком, как правило, скучны. Иными словами, сотрудники компании (причём любого ранга) становятся заложникамибренд бука и не имеют возможности заказывать (создавать) действительно стильные и привлекательные визитные карточки.

Вернёмся к бренд букуВизитные карточки печатаются только фирменными цветами на бумаге Xerox Colotech+ «Ослепительная белизна» (165 по стандарту CIE) плотностью 280 г/м². При отсутствии такой бумаги необходимо использовать высокобелую гладкую визиточную или дизайнерскую бумагу плотностью не ниже 250 г/м².
Не допускается изготавливать визитные карточки на обычной мелованной бумаге.

Изготовление визитных карточек предполагает повышенные требования к качеству нанесения изображения. Помимо строгого соответствия цвета, требуется выдерживать точное совмещение красок при печати фирменного знака. Недопустимо исчезновение или видимое искривление зазоров между элементами графического фирменного знака или фирменного блока.
По этим причинам для печати визитных карточек предпочтительней использовать пантоны