Настольная издательская система (НИС)

Термин настольная издательская система или «desktop publishing» (DTP) интуитивно понятен. Более того его появление связано с прохождением технологического уровня некоторой ключевой точки. Ключевая точка – это появление компьютеров, обладающих необходимым быстродействием, с одной стороны, и доступной стоимостью – с другой. Плюс необходимая периферия. Однако к настольным издательским системам будем относить именно программное обеспечение (периферия не помешает, но она не является необходимой), отвечающее определённому набору требований.

НИС может состоять как из одной программы, так и из их совокупности – программного комплекса (ПК). ПК должен уметь:

  • принимать и обрабатывать информацию регламентированного минимума форматов;
  • сохранять её;
  • аппаратно независимо отображать на экране;
  • идентично экранному отображению, преобразовывать в коды, понятные устройствам вывода.

Программу (или программный комплекс) следует считать настольной издательской системой, если она удовлетворяет всем вышеизложенным критериям.

Задачи, решаемые настольной издательской системой 

Поясню определение детальней. НИС должна уметь принимать информацию внешних форматов и преобразовывать её в объекты полиграфической вёрстки. Согласно проведённой классификации всего имеется три класса объектов полиграфической вёрстки. На самом деле, всего классов объектов много больше, но умение работать с другими классами объектов (например, с ссылками или комментариями) для настольной издательской системы бесполезно и даже вредно. С другой стороны, не умение работать ни с одним из классов объектов полиграфической вёрстки делает программу не пригодной для использования в качестве НИС. Например, Photoshop умеет работать только с одним классом объектов вёрстки – это растровые объекты (raster graphics image). Однако он способен создавать форматы хранения для программ вёрстки (tiff, psd) и способен записывать PDF и PostSrip’ы. На полноценную настольную издательскую систему PhotoShop не тянет, а вот составной частью НИС способен быть.

Важной задачей настольной издательской системы является возможность переноса вёрстки на другой компьютер и точного её там воспроизведения. Для этого программы вёрстки снабжены функцией сборки (Collect).

Современные НИС даже являются платформо-независимыми. Иными словами, файл созданный в Indesign под Windows можно открыть и доработать в Indesign под Mac OS и наоборот. Единственное условие это использование специальных платформо-независимых шрифтов. Такие шрифты появились в распоряжении дизайнеров несколько лет назад  – это OTF.

Важной особенностью полноценных настольных издательских систем является функция управления шрифтами. Поскольку шрифты являются важным классом объектов вёрстки, то был разработан специальный тип шрифтов – PostScript шрифты. Они состоят из двух файлов: экранной и принтерной составляющей. Это позволяет им безупречно отображаться как на экране, так и на фотовыводе ( ФНА или CtP). Например, MS Word и другие программы MS Office не поддерживают возможности работы с PostScript шрифтами и не способны обеспечить одинакового отображения свёрстанного документа на разных машинах. Кроме того Word не позволяет создавать полноценные PostScript’ы. Его использование в качестве НИС – это самоистязание.

Ещё одной необходимой функцией настольных издательских систем является возможность правильной и полноценной записи PostSript’а. Важно, чтобы фотовывод мог воспроизвести документ в точности, как он выглядит на экране. При осуществлении этой задачи «глюки», к сожалению, присущи всем настольным издательским системам. Но бесспорным лидером в этом является CorelDraw. Более того внутренний формат CorelDraw не способна использовать ни одна НИС. И в довершение CorelDraw не корректно экспортирует файлы.
Использовать CorelDraw в качестве полноценной настольной издательской системы – это равносильно хождению по краю пропасти. Ошибки в полиграфии обходятся очень дорого. Из личных наблюдений добавлю, CorelDraw любят отвязанные дизайнеры, а препрессникиотносятся к нему крайне насторожено.