CMYK – это аббревиатура от названий цветов, составляющих палитру CMYK. Cyan – голубой, Magenta – пурпурный, Yellow – жёлтый, K (black) – я полагаю, что К происходит от немецкого Kontur, хотя есть и другие версии. В поддержку контура выступает предназначение чёрной краски в полиграфии. Дело в том, что математически триада CMY полностью покрывает всё цветовое пространство модели CMYK. Но на практике печать без чёрного выглядит «блеклой». Именно чёрный придаёт изображению необходимую глубину и резкость, оконтуряет изображение.
CMYK часто называют триадой по причине того, что чёрный является вспомогательным цветом.
[3.41] Триадные краски (process colours) (четырехкрасочная печать): голубая, пурпурная, желтая и черная.
Интенсивность цветов в палитре CMYK принято выражать в %, в отличие, например от палитры RGB, где интенсивность цветов выражена числовым рядом от 0 до 255. Выражение интенсивности цветов CMYK в % не блажь, а необходимость. Дело в том, что для переноса изображения на печатную форму его необходимо растрировать. А на фотовыводе есть возможность регулировки уровня градаций цвета, например, до 0–63. По этой причине, проценты (%) отражают относительный уровень интенсивности цвета (тона) и не привязаны к разрядности растровой ячейки. Подробно процесс растрирования описан в одноимённой статье.
ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ БУМАГИ
Читайте большую статью про «полиграфические бумаги«. Статья написана в жанре «интенсификации» (материал подаётся по нарастающей) и будет интересна читателю с любой степенью подготовки. Кроме описания различных характеристик, в статье дана таблица, классифицирующая бумаги с привязкой к TIL и профилю цветоделения стандарта FOGRA…
Суммарное значение тона или суммарная плотность наложения красок (total ink) теоретически может достигать 400%. Однако на практике это не применимо. Во-первых, качество запечатываемого материала налагает ограничения на суммарную плотность красок (total ink limit или TIL). Во-вторых, в этом нет необходимости, т.к. все цвета палитры CMYK прекрасно можно передать ограничившись total ink limit в 300–320%. Обратно, минимальный TIL не должен быть менее 280%, т.к. при меньшем total ink возможны цветовые потери. Иными словами, если качество запечатываемого материала и типа печатной машины требуют total ink limit менее 280%, то операцию цветоделения в CMYK следует проводить в ручном режиме, т.е. при непосредственном контроле цветокорректора.
В таблице 1 приведена зависимость total ink limit (TIL) от типа печатной машины и качества полиграфической бумаги.
Вид печати | Бумага | total ink Fogra % | WB Fogra | Линиатура, lpi |
---|---|---|---|---|
Листовая | мелованная глянцевая плотностью свыше 130 г/м² | 330 | 39 | 175 |
немелованная | 300 | 39, 47 | 133 | |
мелованная матовая | 150 | |||
мелованная глянцевая до 130 г/м² (включительно) |
175 | |||
Рулонная | мелованная матовая, мелованная глянцевая |
41, 45 | 150 | |
SC суперкаландр | 270 | 40 | 133 | |
газетная | 260 Heatset*¹ |
42 | 120 | |
200–240 max Coldset |
*¹ – Газетная печать Coldset означает без сушки, Heatset – с сушкой. Журнальные машины печатают только с сушкой.
Математически CMYK и RGB взаимно противоположны. Например, сочетание Cyan + Magenta = Blue, Cyan + Yellow = Green, Magenta + Yellow = Red. И обратно – Red + Green = Yellow, Red + Blue = Magenta, Green + Blue = Cyan. Но на практике такого не происходит, т.к. палитра CMYKсущественно уже палитры RGB (см. рис. 2). Это ограничение крайне существенно при цветоделении, т.к. может привести к потере ярких цветов. На рис. 3 приведён пример прямого и грамотного цветоделения ярких цветов, отсутствующих в палитре CMYK. Вообще качество перевода несуществующих в CMYK цветов из RGB зависит от умения цветового профиля. Поэтому для цветоделения разных сюжетов могут потребоваться различные профили, которые подбираются опытным путём. Иными словами, цветовые профили CMYK – это таблица, где каждому значению цвета в палитре CIE Lab соответствует значение цвета в палитре RGB и в палитре CMYK. Это модель аппаратно-независимого профиля. Такие профили в настоящий момент наиболее распространены, т.к. более удобно и практично зашить растискивание в процесс-план фотовыводящего устройства, а профиль цветоделения CMYK сделать универсальным.
ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ
Читайте словарную статью о физике процесса цветоделения в палитру CMYK. Вы узнаете, чем преобразование в иную цветовую модель (Color Mode) отличается от цветоделения. А также о возможностях цветовых профилей, например, о компенсации растискивания, о способах генерации чёрного цвета и мн. др…
Белая точка в CMYK
Ещё одна особенность палитры CMYK – это отсутствие белого цвета. Роль белого в полиграфии выполняет запечатываемый материал, чаще всего полиграфическая бумага. Полиграфическая бумага бывает разного качества разной степени белизны и разного цветового оттенка. По этой причине цветопередача изображения отпечатанного в CMYK может сильно варьироваться. Поэтому ГОСТ рекомендует перед печатью в CMYK делать цветопробу, которую в дальнейшем можно использовать в качестве эталона цвета (см. рис. 4).
Опытный цветокорректор знает, что при подготовке изображения к печати нельзя допускать пустых (белых) пятен на изображении. Это не является браком, однако, выглядит не эстетично. В CMYK существует понятие белой точки. Её состав Cyan – 5%, Magenta – 3%, Yellow – 3%.
Напоминаю, что применение в палитре CMYK тонов (интенсивностей) цвета ниже 3% (на канал) запрещено, т.к. они не могут стабильно воспроизводиться на печатном оттиске.
БАЛАНС ПО СЕРОМУ
Читайте словарную статью о балансе серого. Из статьи Вы узнаете: что такое баланс по серому; где он применяется; как строится…
Плотность красок CMYK
Ещё одно свойство красок CMYK – это их различная плотность: Cyan – 0,61; Magenta – 0,76; Yellow – 0,16; Black – 1,7. Из приведённого списка видно, что жёлтая – самая прозрачная, а чёрная самая плотная краска. Коэффициенты плотности учитываются программами треппингапри определении метода треппинга. Однако, не смотря на самую высокую плотность чёрной краски, в реальной печати красками CMYK одной чёрной краски для получения насыщенного чёрного цвета (глубокого чёрного) не достаточно. Для получения глубокого чёрного используются все компоненты CMYK.
Разница в коэффициентах плотности красок CMYK также сказывается и на балансе серого. Иными словами, для получения правильного баланса серого нельзя смешивать равномерное количество триадных красок.
УФ СУШКИ
Читайте серию больших статей о составной части УФ технологии в полиграфии – УФ сушках. В первой части статьи рассказано о физике уф-излучения, о традиционной уф-технологии, а также о современной энергосберегающей уф-технологии (ECO UV). Вторя часть статьи, целиком посвящена технологии LED UV, начиная от истоков, т.е. от светодиодов…
Предел эволюции CMYK
Подводя итог, отмечу, что технологии и механизмы полиграфического производства постоянно совершенствуются и достигли достаточно высокого уровня, однако, палитра CMYK не претерпела сколь-нибудь существенного изменения с момента её изобретения в 1719 г. И до сих пор основной недостаток палитры CMYK (узость цветового охвата) преодолеть не удалось. Правда существуют технологии 6-и красочной печати, где к традиционным краскам CMYKдобавляются Light-Cyan и Light-Magenta, однако, это существенно удорожает стоимость печати, поэтому не получило широкого распространения даже во времена «полиграфического бума». А сейчас, когда рекламные деньги стремительно покидают печатные СМИ, ожидать прорывов не приходится.